Таврели — славянские шахматы

Стандартный
История таврелей
00057parИстория русских шахмат, которые назывались таврелями, уходит корнями в глубокую древность. Еще в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, в варяжских захоронениях на южном побережье Балтийского моря археологи находили игральные кости с цифрами и знаками на гранях, разноцветный галечник и большие плоские камни, расчерченные в клетку. В более поздних раскопках (на Черниговщине, в Новгородских землях) обнаружены многочисленные принадлежности для игры в таврели. Последние находки в черте старой Рязани позволяют утверждать, что в IX-X в.в. на Руси были широко распространены таврели — игра с твердо установленными правилами.
Игра в русские шахматы упоминается в былинах о князе Владимире и Садко. Исчезновение этой интеллектуальной игры из традиций русского народа ученые связывают с крещением Руси и соответствующим отношением Церкви к играм, равно как и к песням, пляскам (на всё это накладывался ярлык “бесовство”). Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру — индийские шахматы.
Современность. Лишь в последнее время, благодаря усилиям Московского дворянского собрания и Фонда поддержки творческой личности, русские шахматы стали бурно развиваться.
В 1997 году созданы Международная и Межрегиональная федерации по русским шахматам. Проделана огромная работа по сбору всей археологической и исторической информации о таврелях, ее систематизации и обобщению. В результате были разработаны и запатентованы современные правила игры в русские шахматы.

Правила игры
Расположение фигур (таврелей)
Игра происходит на обычой шахматной доске. В исходной позиции таврели располагаются следующим образом:
000584aw


Соответствие фигур таврелей и фигур индийских шахмат

Изображение таврели
Название таврели
Индийское название
00059xwq
Волхв
Король
0005a44w1
Князь
Ферзь
0005bc49
Ратоборец
Ладья
0005cxq4
Лучник
Слон
0005dqkz
Всадник
Конь
0005e748
Ратник
Пешка
0005f2ch
Хелги
отсутствует
Правила передвижения таврелей такие же, как и для соответствующих индийских шахматных фигур, включая рокировку и взятие ратника «на проходе».
Главная особенность игры в русские шахматы — возможность создавать «многоэтажные» башни, которые, учитывая состав включенных в них таврелей, могут осуществлять внезапные атаки на слабо защищенные поля в лагере противника. Игроки должны внимательно следить за составлением башен. Простое развитие фигур может привести к быстрой катастрофе.
Цель игры, как и в индийских шахматах, — матование волхва противника.
Отличия от индийских (стандартных) шахмат
·         Передвижение таврелей
  • Ни одна из таврелий до конца партии не снимается с доски.
  • Таврели могут перемещаться как на свободное поле, так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по правилам перемещения данной таврели.
  • Волхв не может передвигаться или оставаться на поле, атакованном таврелями противника.
  • Ратник, в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
·         Образование башни
  • В случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), образуется башня, на верху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (на верху — волхв, а под ним — все таврели белых и черных, кроме волхва противника).
  • Башня может становиться на другие таврели и башни, включая их в свой состав.
  • На волхва не может ставиться ни одна таврель.
·         Передвижение башни
Башня передвигается по правилам хода верхней таврели.
·         Разделение башни
Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части башни начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).
·         Превращение ратников
Каждый ратник, достигнув поля превращения (на последней горизонтали), превращается только в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Ратник, стоявший перд волхвом, превращается в хелги — таврель, обладающую возможностями передвижения князя и всадника одновременно. Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При этом таврель ратника переворачивается (на ее нижней стороне обозначен символ таврели, в какую превращаетя ратник). Превращенная таврель в случае ее взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным ратником.
Говорит чемпион России по русским шахматам О.В.Свирин:
В русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни, которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное отличие от классических шахмат. Есть еще одно интересное правило: волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить, а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры мешают движению.
Теории русских шахмат пока не создано, и поэтому здесь все зависит от интеллекта играющих, а не от знания зазубренных ходов и партий. В русских шахматах перворазрядник может обыграть гроссмейстера по классическим шахматам.
Запись партий
Партии записываются с помощью обычной полной шахматной нотации (без буквенного обозначения таврелей) со следующими дополнениями:
  • x — образование башни, например, b2 x d4;
  • _ — перемещение таврели и башни на свободные поля, например, c8 — g4;
  • (2) — разделение башни (в скобках указывается количество таврелей, снятых с верха башни), например, f3(2) x f6.

 http://slavs.org.ua/tavreli-slavyanskie-shakhmaty 

 Советы тренера. Главная особенность игры в русские шахматы — возможность создавать «многоэтажные» башни, которые, учитывая состав включенных в них таврелей, могут осуществлять внезапные атаки на слабо защищенные поля в лагере противника. Игроки должны внимательно следить за составлением башен. Простое развитие фигур может привести к быстрой катастрофе:
1. d1 x c1 e7 — e5 2. c1 x b1 g8 — f6
Черные играют беззаботно — развивают фигуры, захватывают центр. Но башня белых вдруг появляется на переднем плане атаки — 3. b1 x a2 и выясняется, что отразить сразу 2 угрозы ( a2(1) x f7+ и a2 x a7 ) черные не в состоянии.
Другой пример, теперь уже белые играют неосторожно:
1. c1 x b2 d8 x c7 2. b1 — c3 h8 x h7 3. с3 — d5 c7 x h2 !
и черные выигрывают.
В обоих случаях решающую роль сыграла башня, верхней таврелью которой являлся князь
. И неважно, что он временно приносился в жертву ( на полях a7 и h2 ), ведь ближайшим ходом князя можно освободить, раздвоив башню. В результате этой мнимой жертвы атакующая сторона получает не только материальное преимущество. Решает превращение соответствующих ратников в тяжелую фигуру — ратоборца . При этом в лагере противника появляются 2 или 3 тяжелые фигуры, и отразить их совместное нападение зачастую невозможно.
Поэтому опытные игроки стараются строить башню, на вершине которой стоит
князь (реже — ратоборец или стрелец), а в составе — ратники,»принадлежащие» ратоборцу, князю или волхву. Особо ценен ратник, стоящий в исходной позиции перед волхвом. Достигнув поля превращения он становится хелги — таврелью, соединяющей возможности князя и всадника. Хелги — самая мощная таврель и может в одиночку (без помощи других таврелей) поставить мат волхву противника.
Разбор сыгранных партий (комментарий исполнительного директора Федераций мастера спорта В.И. Краюшкина). А теперь давайте разберем партии, сыгранные в официальных соревнованиях:
А. Потапов (г. Ишимбай, Башкортостан) — О. Свирин (г. Смоленск)
Партия сыграна в финале показательного турнира, проведенного в рамках Всемирных юношеских Игр (г. Москва — июль 1998 года).
1. c1 x d2 f8 x e7 2. f1 x e2 c8 x d7 3. d1 x d2 d8 x d7
4. b1 — c3 b8 — c6
Оба соперника развивают фигуры, стремясь построить башни с включением
князя и стрельцов.
5. d2 x e2 g8 — f6 6. g1 — f3 d7 — d4
Черные первыми проявляют активность, нападая на пункт c3.
7. e2 — d2
Белым приходится защищаться. Возможно, ошибкой был их 5-й ход.
7. … 0 — 0 — 0
Угроза башне d2 не позволяет белым рокировать.
8. d2(3) — e3
Белые защищаются и, в свою очередь, нападают на башню d4.
8. … e7 — c5
Теперь башня защищена, под угрозой пункт e3.
9. e3(1) — g5
Положение белых выглядит подозрительным, построить атакующую башню им не удалось.
9. … h8 — e8
Черные естественно развиваются, усиливая давление на пункт e3. Сейчас грубой ошибкой было бы 10. g5 x c5 из-за 10. … d4(1) x c5.
10. e3(1) x d2 f6 — e4
К атаке подключается и всадник, нападая на пункт d2.
11. g5 — f5+ c8 — b8 12. a1 — d1 d4 — c4 !
Сильный ход, подчеркивающий слабость диагонали a6-f1. Грозит (после 13. … e4 x c3) 14. … c4(1) — e2 c матом.
13. b2 -b3 c4 — a6 14. d2(2) x e3 ?
Ошибка. Всадника на c3 все равно не защитить, т.к. надо защищаться от мата ходом 15. d2 — d3. Лучше было бы 14. d2(2) — c1 , чтобы в дальнейшем пункт e3 был под защитой.
14. … e4 x c3 15. d2 — d3
Увы, необходимо…
15 . … c5 x e3
Если бы был сделан ход 14. d2(2) — c1 , то пункт e3 был бы защищен, и сопротивление можно было бы затянуть. Теперь же у черных большой материальный перевес, и они продолжают давление на позицию противника.
16. 0 — 0
Слишком поздно волхв ушел из опасной зоны, но …
16. … a6 — b6 !
Покоя нет и здесь. Башня хорошо поработала на диагонали a6-f1,
теперь возникают угрозы по другой диагонали.
17. d1 x d3
Пункт f2 незащитим: 4 нападения и только 2 защиты. Белые продолжают сопротивление только в надежде на цейтнот противника.
17. … e3 x f2+
Обратите внимание — в составе башни f2 имеется
ратник волхва ,
готовый превратиться в
хелги . Это превращение сейчас является главной угрозой черных.
18. g1 — h1 b6(1) x f2
Главная фигура черных — князь усиливает башню f2.
19. f3 — d4
В расчете на 19. … b6 x d4 ?? 20. f5 x f2.
19. … f2(1) x f1+
Башня раздвоилась, оставив на поле f2 преграду от действия белого
князя f5 . Дальнейшая игра проходила в цейтноте и понятна без примечаний.
20. h1 x h2 b6 x d4 21. d3 — f3 d4 — e5+ 22. h2(1) — h3 e5 — d4
23. f5 x f7 f1 — e2 24. f7 — h5 e2 — e6+ 25. g2 — g4 f2 — g1
26. f3(1) — f7 g1(1) — f2 мат.
Ратник волхва, превращенный в хелги на поле g1 , объявляет мат волхву белых.
А вот пример творчества юных:
Ю. Долженков (г. Смоленск) — А. Гончаров (г. Белгород).
Эта партия из 1-го международного детского турнира (г. Смоленск — декабрь 1998 года). Юрий Долженков, победивший в этом турнире, стал стипендиатом Международной федерации по русским шахматам.
1. f1 x e2 g8 — f6 2. g1 — f3 f8 x e7 3. c1 x d2 b8 — c6
4. d1 x e2 c8 x d7 5. b1 — c3 d8 x d7 6. 0 — 0 d7 x e7
Белые опередили черных в развитии, но у черных — опасная башня.
7. f1 — e1 e7(4) — d6
Оставляя
ратника e7 защищать своего волхва , черные нападают на пункт h2.
8. e2 x d2
Белые также создают ударную башню, а пункт h2 все равно не защитить: на 8. g2 — g3 последовало бы 8. … d6(1) x g3 с разрушением позиции рокировки.
8. … d6(1) x h2+ 9. g1 — f1 h8 x h7 10. d2 — d5 !
Башня белых заработала — двойная угроза пунктам c6 и f7.
10. … f6 x d5
Приходится …
11. c3 x d5 h2 — h1+ 12. f1 — e2 h1 x g2 13. d5(2) — e3
В лагерь белых проник только одинокий
князь , ему трудно создать серьезные угрозы. А белая башня, стоящая в центре, весьма активна и опасна — последний ход создал тройную ( ! ) угрозу — пунктам c6 , f7 и g2.
От всего не защитишься …
13. … h7 — h2 14. d5(3) x f7+ e8 — d8 15. f7 — g8+ d8 x c7
16. e3 x d5+ ! c7 x c6 17. g8(2) x d5+ !

Ратник на поле g8 превращается в хелги. Мат неизбежен, поэтому черные сдались. Убедительное доказательство силы централизованной башни!

Реклама

6 responses

  1. Круто! Уже хочу научиться играть!!!
    Спасибо тебе, Вика, за твою бурную деятельность. 🙂
    Взял без спросу себе…

  2. Почему же я не захотел? Я просто не понял, что такое «Контакт». Вот и всё!
    Хоть бы объяснила маленько. В двух словах.

  3. Вечером зарегюсь. Тебя найду, естественно! Куда ж без тебя!!! 🙂
    Фигаро здесь… Фигаро там… :))) (это я про Наталью)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s