Праздник Рода и Рожаниц

Стандартный

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рожаницы — женские божества плодородия в славяно-русской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Рожаницы– покровительницы как рождаемости, так и урожайности, духи плодородия, рождения новой жизни. Возможно, рожаницы были земледельческой трансформацией благожелательных берегинь. Рожаницы всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре ( в древнерусском языке использовалось не множественное, а двойственное число при употреблении понятия «рожаницы»). Русские рожаницы сходны с греческими мойрами, римскими парками, славянскими суженицами. Рожаницы изображаются в классической позе pожающей женщины или в виде лосихи с рогами на голове. Для всех видов pожаниц хаpактеpна pаспластанность, шиpокая pаскинyтость конечностей. Годовой праздник рожаниц приурочен к празднику урожая – к следующему дню за рождеством богородицы, т. е. к 9 сентября.

Обычные женщины, через которых, по поверью, на брачную Купальскую ночь, возвращались из Нави в мир Яви души умерших предков.

http://rain.prohosting.com/lut/praz/29.htm
Праздник Рода и Рожаниц, посвещённый убранному урожаю и связанному с этим семейному благополучию, приходится на 11 вересня (08.09). На зачине произносят славления Роду, Ладе и Леле, освещают хлебы каждой семье. После зачина начинается обряд “похороны мух”. Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. После “похорон” — обрядовая охота на “лосих”. Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную “лосиху” сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где затем также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, мёд, пиво, ягодное вино) и игрищами. На пиру чаша пускается по кругу посолонь. Каждый произносит славления. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето.

Реклама

6 responses

  1. Я читал о Рожаницах (Рожанице) как о женской ипостаси Рода, то есть практически как о Богине-матери

  2. Я читал о Рожаницах (Рожанице) как о женской ипостаси Рода, то есть практически как о Богине-матери

  3. Учитывая, что все боги — эманации Единого (ну, грубо говоря), можно разные версии строить. Лично для меня Рожаницы — это берегини.

  4. Учитывая, что все боги — эманации Единого (ну, грубо говоря), можно разные версии строить. Лично для меня Рожаницы — это берегини.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s