Про Аркаим

Стандартный

Отрывок отсюда  http://daenesidhe.wordpress.com/Коротко-о-поездках/

«Древний город в месте с названием, перенесенным теперь на сам город, — Аркаим, — не удивил. Удивили люди, навертевшие вокруг брошенного кем-то когда-то дома ворох своих неосуществленностей, нереализованностей, желаний.
Выражение пафосной одухотворенности и осознанности надевается на лица тех, кто поднимается на какой-нибудь из курганов. Кому-то удается сохранить это выражение в течение всего «акта приобщения». У кого-то маска мерцает, являя временами проблески собственного, человеческого, человечного, — усталость от изнуряющей днем жары, от расслабляющего ничегонеделания, отчасти похожего на регулярное курортное времяпрепровождение, но без развлечений и мелких радостей, присущих курорту, ожидание ужина у костра, возможно, с гитарой, — развлечения походного стиля отдыха. У въезда в кемпинг в маленькой и грязной луже постоянно пребывает энное количество тел. Кажется, лужа наделена званием святого источника, потому что тела взрослых увенчаны столь же ожидающими просветления лицами, как и у поднимающихся на курганы. В таких диких местах особенно хорошо видно, как много людей путают ничегонеделание с отдыхом, чтоб удивиться потом своей утомленности от поездки «отдохнуть».
Город же интересен архитектурой своего плана. Курганы «с усами», мне кажется, были некогда «домами» рода (или, иной формы тесного сообщества людей), ограничивая территорию их непосредственного поселения, «ночевки и питания», длинными изогнутыми «усами» аккуратных валов. В таком ограждении не ощущается реальной необходимости защиты от агрессии, но, скорее, необходимость следования традиции, принесенной откуда-то с дальней прародины, и унесенной потом дальше, по пути небыстрого следования народа к своей неизвестной цели. Круг же, обозначенный теперь углем от некогда постоянно горевшего огня, вполне сравним с церковью, или с мечетью, обязательными своим присутствием в любом поселении людей. Но, присутствие в поселении храма не делает поселение сакральным местом. Жаждущие наделить Аркаим свойством сакральности и храмовости категорически не желают открыть глаза и включить здравый смысл в помощь своим ожиданиям.
Сами курганы считаются захоронениями, потому что в них находятся останки людей и набор предметов, предназначенных умершим. Но, задумайтесь, если курганы были просто могилами очень важных людей, таких, как правители и герои, то в местах, где народ — строитель курганов — прожил лет шестьсот, все должно быть в сплошных могильных холмах курганов, как в прыщах. Но этого нет. Количество таких захоронений сильно меньше количества героев и правителей. Неувязочка. В древних культурах тела умерших стремились как-то утилизировать, а не сохранять. В первую очередь, чтоб освободить дух, позволить ему свободный полет в поисках иных воплощений и избавить живущих от его присутствия. Зороастрийцы стаскивали трупы в башни смерти, отдавая на поедание стервятникам, кто-то сжигал, кто-то пускал тела плыть по воде, отдавал диким зверям, относя в специальные места в лесах и т.д. Снижение скорости разложения, исчезновения тела, — бальзамирование, мумификация, захоронение в условиях, исключающих, или, затормаживающих гниение, — это сохранение связи покинувшего тело духа с завершенным уже воплощением и с окружением, в котором воплощение происходило. Мне кажется, изначально захоронение тела имело целью именно привязать дух к месту. Как в более поздние времена замуровывание жертвы в фундамент или стену строящегося здания должно было обеспечить крепость строения и сотворить незримого стража, так и в ранние времена захоронение тела должно было обеспечить умершему продолжение служения своему народу в качестве хранителя. Именно поэтому, а не в качестве высокой посмертной почести, создавались могилы-курганы именно правителям и героям. Именно поэтому, я думаю, изначально было принято класть в могилу оружие умершего, или его средства производства (если умирал большой мастер, то сохранение привязки к племени должно было обеспечить сохранение искусства ушедшего в его учениках и традиции народа). И, мне представляется, согласие на посмертное служение своему народу человек давал сам, добровольно. Такие вот мысли породило общение с курганами Аркаима. Впрочем, кто-то просил булыжник оттуда, и я его привезла.
Недалеко от Аркаима обнаружилась совершенно удивительная гора около местечка с названием Чека. По мере подъема на гору росло ощущение напряженности. Слышно было, что склон кишит змеями, и две из них даже не поторопились уйти с моего пути, заставив меня дважды задержать шаг, чтоб дать им время отползти. Вершина представляет из себя небольшое плато, где жесткие травки теснятся в наметенном ветрами песке и грунте между оголенными пластинами выступов скальной породы неприятного чем-то черноватого цвета, как давно запекшаяся и сгоревшая на палящем солнце кровь, смешавшаяся с углем давно погасших костров. Там я нашла растущую пучками эфедру, больше нигде в окрестностях не встреченную. Набрала, конечно, не упустила случая.
Место рождало образы горящего огня, грохота барабанов и странного безумного танца воинов. Молодые мужчины входили в трансовое экстатическое состояние, в котором испытывали воинский пыл и жажду принести свою жизнь в жертву своему народу. Один или два доставали ножи и начинали наносить себе раны. Кажется, остальные тоже были близки к этому, но старшие, присутствовавшие тут, каким-то образом регулировали процесс, не позволяя никому, кроме первых одного-двух, истязать себя, совершая ритуальное жертвоприношение. Да, воины, начавшие кровавый танец, в конце концов убивали себя, заражая остальных высоким безумием жертвы. И, мне кажется, таким образом воины этого народа будили и сохраняли в себе магию берсерков, становясь бесстрашными и нечувствительными к боли в бою. Хотя, сколько я ни прислушивалась в тех местах, я не услышала ни звучания битвы, ни голоса торжества где-то в иных местах одержанных побед. Словно бы народ воинов хранил воинскую традицию и воинское искусство для возможных будущих сражений там, куда был устремлен через века. Не племя, а сообщество кшатриев, равных в рождении и имеющих лишь иерархию мастерства.»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s