«Иван Купала»

Стандартный

Информация отсюда http://oldmusic.nnm.ru/ivan_kupala_luchshie_pesni_1996_2003_remastering

0adf107577e5202e328d0c6b101ad49b_fullНесколько молодых энтузиастов проехались по российской глухомани со своей портативной студией, при помощи которой удалось записать немало удивительных вокальных партий в исполнении старушек-божьих одуванчиков, память которых еще, слава Богу, хранит неимоверное количество причудливых перлов русского народного фольклора. Далее, уже дома, в нормальных студийных условиях музыканты наложили на смешной вокал бабушек электронный бит и получили отличный качественный продукт, причем понятный и близкий русскому народу. Однозначно, с творчеством «Ивана Купалы» никакой западный аналог и рядом не стоит, будь то попсовая Enigma или завернутые Dead Сап Dance. Однако группе все же не удалось избежать ярлыка русского Deep Forest.
Как известно, «Иван Купала» — это название достаточно популярного и очень старого русского праздника, который называют самым бесовским праздником на Руси. В музыке же группы нет и намека на какое-либо поклонение потусторонним, нечистым силам, наоборот, это светлая, чистая музыка, без которой в последнее время в России не обходится ни одно народное гулянье. На самом деле «Иван Купала» — это коллектив из Санкт-Петербурга, состоящий из трех человек, зовут их Алексей Румянцев, Алексей Иванов и Денис Федоров. Никто из троих ранее ни музыкой, ни русским фольклором всерьез не занимался, ни у кого из них даже нет какого-либо музыкального образования. Однако это им, как видите, вовсе не помешало. Все трое, до того как стать знаменитыми, работали на различных радиостанциях северной столицы, занимая, кстати, далеко не последние должности. Можно сказать, что работа на радио в немалой степени помогла музыкантам прорваться в эфиры питерских и московских станций. Участники коллектива признаются, что поначалу не очень-то верили в успех своего предприятия, наверное, только этим можно объяснить тот факт, что музыканты даже не удосужились придумать название для своей группы.

Рассылая промо-диски по различным людям, они просто писали на вкладыше: «Этнический проект». В итоге люди из Москвы, которым понравилась музыка, позвонили участникам проекта и спросили название, под которым их творение будет звучать в эфире. Разумеется, что когда теперь уже известная «Кострома» зазвучала повсюду, а «Иван Купала» набрал достаточное количество оборотов, то работу на радио пришлось оставить — группа занимала слишком много времени. Притом с работой в коллективе, чье творчество основано все же на русской музыке, связано немало проблем. Например, довольно большой преградой является добыча исходного материала. Фольклор народов других стран можно без проблем найти во многих музыкальных магазинах на CD, с русским же материалом дело обстоит куда хуже — его просто не достать, вот и приходится колесить по просторам родины, вооружившись портастудией.

Вообще изначально трио планировалось как исключительно студийный проект, однако позже все же было решено играть «вживую», это дало дополнительную возможность ездить по городам с гастролями. Концертное выступление «Ивана Купалы» выглядит следующим образом: три человека в дальнем углу сцены «колдуют» за нагромождениями аппаратуры, а на переднем плане четыре девушки в народных костюмах с микрофонами танцуют, поют и водят хороводы. Причем костюмы на поющих отнюдь не заказ в театральном ателье, а подлинники ручной работы, которым, кстати, по 150-200 лет, но выглядят они превосходно. Замена же бабушек девушками из фольклорного отделения музыкального училища имени Гнесиных объясняется очень просто. Когда музыканты решили перейти к «живым» выступлениям, то они столкнулись с очередной проблемой — выяснилось, что бабушки абсолютно не выдерживают психологически концертной атмосферы. Они волновались настолько сильно, что на репетициях тут же смущались и сбивались.

В данный момент у «Ивана Купалы», помимо загруженного гастрольного графика, много работы в студии и полно планов на будущее, среди которых и участие в народных праздниках, и написание музыки к фильму. Российская поп-музыка постепенно выходит на новый, более высокий уровень, предпочитая безвкусным однодневкам музыку высокого класса. Такое явление, как «Иван Купала», является прямым доказательством всех этих перемен. Перемен, безусловно, к лучшему.

Дмитрий SEROSTANOFF,
по материалам российской прессы
Газета «Э
N» (20.04.2000)
http://www.kupala.ru/press/#

Под катом — тексты песен с альбома «Кострома»

Брови


Хожу я по улице, не нахожуся
Ой, не нахожуся
Гляжу я на милого, не нагляжуся
Ой, не нагляжуся

Брови мои, брови
Брови мои чёрны
Не давали брови на улицу выйти
Не давали, не давали, друга увидали

Пошёл, пошёл миленький, а вдоль по селу
Ой, а вдоль по селу
А в крайнем-то дворике девка хороша
Ой, Катюша-душа

Брови мои, брови
Брови мои чёрны
Не давали брови на улицу выйти
Не давали, не давали, друга увидали

 

Воротечки


Отворились воротечки на пяту*, на пяту
Никола-то едет с милостью, с милостью
Тысяцкой** едет с поездом***, с поездом
Игорь едет с молодой, с молодой
С молодой Людмилой Осиповной, Осиповной
Живи, живи батюшка век без меня, век без меня
Без молодой Людмилы Осиповны, Осиповны
Без молодой Людмилы Осиповны, Осиповны…

*пята — опорные столбы для ворот
**тысяцкой — тысячник
***поезд — свадебное шествие

 

Канарейка


Молодая канарейка из садика вылетала
Из садика вылетала, девкам золото давала
Лёли, лёли, лёли, лёли, из садика вылетала
Лёли, лёли, лёли, лёли, девкам золото давала

Из садика вылетала, девкам золото давала
Лёли, лёли, лёли, лёли, девкам золото давала
Девки золото не брали, свою долю проклинали
Лёли, лёли, лёли, лёли, свою долю проклинали

Линда, линда, линда, линда, линда, линда, линда, да

 

Коляда


Ай, заинька, ай, серенький
Ай, заинька, хвостик беленький
А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил
Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые

Коляда, караселка, Коляда, красная девка
Коляда не садись близко, Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя, Коляда, повезут тебя
Коляда, продадут тебя, Коляда, Коляда

Ай, заинька, там река глубока
А как на речке, на крутанке едет миленький на палке
Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые
Ножки тонкие, кривые, штаны рваные, худые

Коляда, караселка, Коляда, красная девка
Коляда, не садись близко, Коляда, близко к дорожке
Коляда, возьмут тебя, Коляда, повезут тебя
Коляда, продадут тебя, Коляда, Коляда
Коляда, будут ехать, Коляда, купцы и боярцы
Коляда, посадят тебя, Коляда, в зелену карету
Коляда, продадут тебя, Коляда, за сто рублей
Коляда, Коляда, завтра мясо едят

 

Кострома


-Здорово, Кострома !
-Здоровенько !
-Что вы делаете ?
-А прядиво, милая, мнём
-Ну мните, мните…

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома…
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом

-Здорово, Кострома !
-Здоровенько !
-Что делаете ?
-А прядем, милая
-Ну прядите на здоровье
-Здорово, Кострома !
-Здоровенько !
-Что вы делаете ?
-А, милая, мы от красна ткём
-Ну помогай Вам Бог

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома…
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом

-Здорово, Кострома !
-Здоровенько !
-Что вы делаете ?
-А мы выткали, обедаем
-Ну Бог Вам на помощь
-Здорово, Кострома !
-Здоровенько !
-Что вы делаете ?
-А, милая, заболела
-Заболела — полечитеся

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома…
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом

 

Молодость


Заиграю*, заиграю, сама да заплачу
Свою прежнюю молодость а я вспоминаю

Вспоминаю как ушла молодость — она не сказала
Не сказала, а пришла же старость — она да не спросила

Заиграю, заиграю, сама да заплачу, а я вспоминаю
Вспоминаю как ушла молодость — она молодая

*заиграю – запою

 

Полоса


Полоса моя, полосонька
Да полоса моя не пахана
Да полоса моя не пахана
Не пахана, не бороновына
Да не пахана, не бороновына
Заросла моя полосонька

Заросла моя полосонька
Частым ельничком-березничком
Да я по ельничку березничек рвала
Я рвала, рвала, аукнулася
Да никто в лесу не откликнулся
Откликнулись пастушки, мои дружки

Откликнулись пастушки, мои дружки
Моего батюшки работнички
Да моей маменьки коров пасли
Да ты звезда ли моя, звёздочка
Да ты звезда ли моя, звёздочка
Звезда ясная, прекрасная

 

Сваточки


Ой, сваточки, голубочки, едьте домой
Ой, сваточки, голубочки, едьте домой
Привязали черти к осиновой жерди, не поедем
Привязали черти к осиновой жерди, не поедем

Привязали черти к осиновой жерди, не поедем
Привязали злыдни, да на целых три дня, не поедем

Только сдадут меня в солдаты
То ты девчонка не скучай
Только до почты ходи чаще
Эх, мои письма получай

Ой, сваточки, голубочки, едьте домой
Ой, сваточки, голубочки, едьте домой
Привязали черти к осиновой жерди, не поедем
Привязали черти к осиновой жерди, не поедем

А по-над лесом шлях*-дороженька
Эх, всё слезами облита
Только по этой по дорожке
Скоро поедут рекрута

Ой, сваточки, голубочки, едьте домой
Ой, сваточки, голубочки, едьте домой
Привязали черти к осиновой жерди, не поедем
Привязали черти к осиновой жерди, не поедем

 

Виноград


Ой, Масленица, кривошейка
Кривошейка, кривошейка, кривошейка
Сустрекали* мы тебя хорошенько
Хорошенько, хорошенько, хорошенько

Виноград расцветает, виноград расцветает
А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, я к тебе иду
Потеряла алу ленту, теперь не найду
Ой, ребята идут, да всё рягочут**
За собою алу ленту да и волочут

Виноград расцветает, виноград расцветает
А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Ой, Масленица, ты бряхуха***
Ты бряхуха, ты бряхуха, ты бряхуха
Провожать будем ещё лучше
Ещё лучше, ещё лучше, ещё лучше

Виноград расцветает, виноград расцветает
А ягода, ягода наливает, а ягода, ягода наливает

Виноград белый-спелый, виноград белый-спелый

 

Галя

 

Несе Галя воду, коромисло гнется,
За нею Iванко, як барвiнок въется.


Галю, моя Галю, дай води напиться.
Ти ж така хороша, дай хоч подивиться.


Вода у колодци, пiди та й напийся,
Я буду в садочку, прийди подивися.


Стелися, барвiнку, буду поливати,
Вернися, Iванку, буду шанувати

 

ШАНОВАТЬ, шанувать кого, ·*южн., ·*зап., ·*польск. (schonen?) любить, уважать, почитать, чтить, угождать кому. -ся, страд., взаимн. по смыслу. -ванье, действие по гл. -ватель, -ница, шановник, любитель, почитатель чего, кого. Шеновать, шановать гостей, ·*твер.-ржев. угощать, потчивать.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s