Евражка

Стандартный

Вот такое это симпатичное животное:).

Для начала — немного научной информации. А ниже будет пара сказок и одна литературная зарисовка.

 

Отряд:RODENTIA — Грызуны
    Cемейство: SCIURIDAE Fischer, 1817 — Беличьи
      Род: SPERMOPHILUS F.Cuvier, 1825 — Суслики

Описание и размеры. Вид рода сусликов. Размеры крупные: длина тела до 33 см, длина хвоста до 13 см.

Внешний вид. Тёмных пятен под глазами и над ними нет. Хорошо выражен сезонный диморфизм меха. Зимний мех густой, пушистый, с преобладанием серых тонов. Окраска головы сверху тёмная, коричнево-ржавая, резко контрастирует с более светлой буровато-охристой окраской спины, бока и плечи ржавых тонов. На спине отчетливый крупный пятнистый рисунок. Брюхо яркое палево-ржавое. Хвост сверху тёмный, хорошо выражена краевая оторочка, снизу ржавчатый, с двухцветной предвершинной полосой. На территории бывшего СССР описаны 4 подвида, различающихся особенностями окраски и размера ми тела

Распространение. . Распространён в Северо-Восточной Сибири к востоку от реки Лены (Верхоянское и Колымское нагорья, Чукотка, Камчатка), на крайнем северо-западе Америки.

Кариотип. В кариотипе 34 хромосомы.

Образ жизни. Предпочитает селиться по долинам рек на лугах и лугово-степных участках лугов, на полянах среди лиственничных лесов и зарослей полярной берёзы, по приморским песчаным грядам. В горах обитает по краям каменных россыпей и на лугах субальпийского и альпийского поясов до высоты 1400 м над уровнем моря. Часто селится по окраинам посёлков. Живёт обычно колониями со сложной системой ходов. Норы неглубокие (1 м), без вертикальных ходов. Одиночные постоянные норы с несколько входными отверстиями и гнездовыми камерами. Спячка в октябре -марте, Весной на севере ареала выходит на поверхность ещё при снеговом покрове, протаптывая в снегу тропинки. Всеяден. Весной в рационе преобладают животные корма. Растит, пища состоит из ягод, грибов, веток, мхов и лишайников. Запасает на зиму орехи и сухую траву. Размножается 1 раз в год. На севере ареала спаривание происходит в норах до выхода на поверхность. В помёте 6-8 молодых, иногда до 14. Приступает к размножению на 2-м году жизни.

 

Евражки

(отрывок из книги Кузнецова М.А. «О полярных животных»)

Эти упитанные господа в пушистой шубе, рыжеватой, с темными крапинками на спине и более светлой — палевой на всегда туго набитом животике, появлялись в прибрежной тундре в конце мая и исчезали с выпадением первого снега. А снегопады здесь, на побережье Берингова пролива, начинались иногда уже с начала сентября.

Проходя по нескольку раз в день к метеорологической площадке, я почти всегда видел этих зверьков. Они сидели на задних лапках у входа в свои подземные жилища и настороженно следили за мной. Стоило сделать шаг в их сторону, как ближайший живой столбик словно проваливался сквозь землю, а за ним скрывались в недра торфяных кочек и его пугливые соседи.

Говорят, что восемь месяцев в году зверьки проводят в спячке. Но пора сказать, что это за сони и лежебоки. Зоологи называют их длиннохвостыми сусликами, чукчи зовут иляками, а приезжие жители Чукотки — евражками. Так как многие сусликов видели живыми, а почти все — на картинках, каждый представляет, как выглядит евражка.

Везде, где люди занимаются сельским хозяйством, у суслика одна репутация — вредитель. Евражка в полярной тундре никому не вредит. А если принять во внимание, что он служит пищей песцов и лисиц, да и сам относится к промысловым животным (из шкурок евражки шьют преимущественно детские шапочки, воротнички и шубки), то и выйдет, что евражка — животное полезное. Ведется охота и за кладовыми зверьков. Чукотские хозяйки используют собранные евражками «витамины» в нехитрой чукотской кухне.

Вряд ли заслуживают евражки и название лежебок. Ведь и человек треть жизни проводит во сне. Только живет зверек не размеренной жизнью людей, а «по солнцу». Спит, когда полярное солнце перестает греть, а потом и на долгое время не показывается над горизонтом, зато бодрствует и трудится в течение трехмесячного полярного дня.

Нельзя утверждать, что, скрывшись с первым снегом в свои подземные жилища, евражки сразу же укладываются спать. Вероятно, и дома у них находятся дела. В конце концов, не во сне же съедают евражки свои большие запасы корешков, почек ивы и молодых листочков. И после спячки евражка тоже не сразу появляется на поверхности. Запасы корма дают ему возможность набраться сил перед трудовым летом, необходимы они и для главной летней заботы — выращивания молодняка, чтобы не угас род евражек.

Впрочем, такая опасность евражкам не угрожает. Семьи их многодетны. До десятка крохотных голых малышей появляется в июле в каждой семье. Дети растут не по дням, а по часам; через месяц-полтора уже трудно отличить молодых животных от старых. Чтобы прокормить семью, евражке-папе на первых порах приходится приносить в дом много корешков и молодых побегов для матери, да и запасы должны пополняться. Евражки — вегатарианцы и в приморской тундре имеют только одного столь же последовательного собрата — северного оленя, а поглубже в тундре еще и зайца-беляка.

Песцы, лисицы, белые совы и полярные собаки, как известно, не следуют принципу: «Я никого не ем!» В районе Чукотской культбазы, на берегу бухты Лаврентия, где произошло мое знакомство с евражками, собаки, пожалуй, были их единственным грозным врагом. Песцы и лисицы не рисковали появляться близ человеческого жилья, опасаясь собак. Люди евражек не беспокоили, и евражки, по-видимому, выбрали из двух зол меньшее.

Ездовые собаки и щенки, предоставленные летом самим себе, в одиночку и стаями часто делали набеги на жителей тундры. Разоряли птичьи гнезда, выкапывали из неглубоких норок полярных мы­шей — леммингов, но самым желанным их трофеем был жирный евражка.

Во время одной из вечерних прогулок я стал свидетелем охоты собак на этих зверьков. Я шел по берегу залива в сопровождении ездового пса с мрачным именем Камак, что в вольном переводе с чукотского означает «смерть», и трех щенков, еще ничем не прославивших свои имена. Щенки гонялись за птичками, которые, стараясь отвести этих разбойников подальше от гнезд, самоотверженно порхали у самых собачьих носов. Камак неторопливо шел рядом со мной.

В погоне за птичками щенки вбежали на торфяной холм, где когда-то стояли жилища чукчей — яранги. Охотники перебрались ближе к морю, а их место заняла колония евражек. Евражки — зверьки дружные, любят жить по соседству. Однако в случае опасности помочь друг другу ничем не могут. Многочисленные норки — двери в подземные жилища евражек виднелись повсюду. Вероятно, внутри весь холм был источен ходами, гнездами и кладовыми запасливых животных. Уже беглое обследование норок чувствительными носами убедило щенков, что холм населен. Это открытие привело их в необычайное возбуждение, привлекшее на холм и нас с Камаком. Обнюхав несколько норок, опытный пес остановился у одной из них и молча приступил к работе. Щенки, не зная, как взяться за дело, принялись лаять каждый в облюбованную им норку.

Передними лапами Камак расширял и углублял вход, а задними выбрасывал землю, которая так и летела фонтаном. Пес прерывал раскопку лишь на секунду, чтобы вслушаться и убедиться, что предмет его вожделения не только на месте, но и становится все ближе и ближе.

Не прошло и десяти минут, как из раскопанной норы торчал только загнутый в баранку хвост Камака. Теперь ему приходилось время от времени выскакивать на поверхность, чтобы перевести дух. Я ждал, что вот-вот собака появится с евражкой в зубах, как неожиданно, почти из-под моих ног, вероятно из запасного выхода, мелькнул рыжеватый меховой шарик и юркнул в первую попавшуюся норку.

С бесполезным рвением, сшибая друг друга с ног и захлебываясь в лае, щенки бросились к этой норке. Выскочил из своей ямы и Камак. Шерсть его была забита землей, вокруг носа образовалась земляная муфта. Энергично отряхнувшись, он стал кататься по земле, обхватив лапами нос, чтобы избавиться от налипшей земли. Приведя себя в порядок, Камак деловито обследовал норку, в которой скрылся евражка, и, должно быть, установив, что зверек на месте, вновь принялся за дело. Щенки, утомленные беспрерывным лаем, теперь затихли и с высунутыми языками разлеглись вокруг работающего Камака.

У евражки, к которому подбирался Камак, вероятно, не выдержали нервы. Воспользовавшись моментом, когда Камак выскочил, чтобы перевести дух, он сделал вылазку. На этот раз бедняге не повезло. Благополучно миновав опешившего Камака, он попал прямо в объятия одного из щенков. Не решаясь схватить зверька зубами, щенок прижал его к земле лапой.

Одним прыжком Камак оказался у неожиданно осчастливленного щенка и, оттолкнув его, завладел евражкой. Последовала короткая свалка, сопровождаемая грозным урчанием Камака, визгом щенков и чавканьем (тоже Камака). Через минуту вся четверка псов растерянно обнюхивала землю, разыскивая что-то, точно провалившееся сквозь нее. Постояв некоторое время плотной группой нос к носу, будто баскетболисты, совещающиеся во время минутного перерыва, собаки разбежались в разные стороны и принялись обнюхивать норки.

Напрасно звал я собак, чтобы продолжить с ними прогулку. Из-под лап Камака уже опять летели фонтаны земли. Последовал его примеру и щенок, у которого «по усам текло, да в рот не попало». И два других щенка, заняв места у норок, теперь уже не лаяли, а внимательно смотрели в них. Выходит, что и они кое-чему научились.

 

Евражка (эскимосская сказка)

Выбежала из своей норки евражка и побежала пить к речке, а мимо шел ворон. Сел ворон на землю и завалил камнем выход из норы.
Прибежала евражка, видит — вход закрыт. Поднялась на задние лапки, увидела ворона:
— Ну, евражка, я тебя съем! — говорит ворон.
— Подожди, я хочу видеть танец
ворона. Танцевать-то ворон не умел, но и сознаться не хотел.
— Хорошо, — сказал ворон, — я как раз мастер танцевать танец ворона!— и начал танцевать.
Но евражка закричала:
— Не так, не так!
— А как? — говорит ворон.
— Закрой глаза и ногами бей в разные стороны! Закрыл ворон глаза и бьет ногами в разные стороны:
вправо, влево, и откинул камень от норы в сторону. Пискнула евражка и нырнула в нору. Бросился ворон за евражкой — только хвост ему и достался. Повертел, повертел ворон хвост евражки.
— Ну, и то добыча! — говорит он, и понес хвост домой, подал его вороне. — Посмотри, жена, какую я добычу принес!
— Фу, какой жалкий хвостик! — говорит ворона.
— Ничего, не жалкий. Хвост как хвост… Ты свари его, он очень вкусный.
Разожгла ворона огонь, поставила воду греть, а ворон в теп.лый полог лег.
Захворала евражка без хвоста. Что делать? Вот призывает она дочку и говорит:
— Иди на берег речки и найди мне камень величиной с глаз.
Приносит дочь круглый камень. Нарисовала евражка на камне глаз — все жилки вывела и зрачок сделала.
— Иди, дочка, — говорит она, — к ворону и скажи ему, чтобы он обменял глаз на хвост.
Приходит дочка евражки к ворону и говорит:
— Моя мать просит хвост. Возьми глаз, отдай хвост!
— А, давно бы так! Давай, давай скорее. Жена, выброси им этот дрянной хвост!
Отдала евражка камень, взяла хвост и убежала. Любуется ворон глазом, щелкает языком от удовольствия.
— Что на свете вкуснее глаза?
Вертел он, вертел глаз, прицелился, клюнул с размаха — сломал себе зуб, закричал страшным голосом, кинулся за евражкой, но она уже давно была дома.
Больше евражка ворону на глаза не попадалась.

 http://www.toys-house.ru/skazki.php?id=257

 

И еще одна сказка. Теперь в картинках.

Евражка и заяц (чукотская сказка)

Иллюстрации Анастасии Степановой

skazka_evrag_1_01_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_02_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_03_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_04_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_05_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_06_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_07_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_08_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_09_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_10_stan-d-art_an

skazka_evrag_1_11_stan-d-art_an

http://www.stan-d-art.spb.ru/anastasiya/nestandart/skazka_evraghka_1_an/index.htm

Оставьте комментарий