СКАЗАНИЕ ПРО ДЕДОВЩИНУ И БАБОВЩИНУ

Стандартный
В те часы, когда Времена еще только начинались, во времена давние, как колода позеленевшая, когда люди почитали Дида-Лада, произошла сия бывальщина.
 
Стали как-то Роды по весне землю делить, где кому скот гонять, — овец, коров и коней борзых на водопой и зеленые пастбища. И случилось так, что поспорили Старейшины, поругались и никак к Ладу прийти не могли, ни в третий день, ни в четвертый, ни в пятый. И не видно было тому спору ни конца, ни краю. А Главным Старейшиной был в ту пору Дед Углай, однако ж он других не мирил, а сам больше всех спорил.
И не выдержала тут баба одна, что звалась Огуда, стала баба своих укорять, науськивать: «И чего мы, бабы, на мужиков смотрим? Неужто сами ладу не наведем?»
Наварили тогда бабы медовой браги, мужиков напоили. А когда те упились и на возах спать поукладывались, отобрали бабы у них мечи и палицы и пошли сами скот стеречь, и охрану от врагов в степи выставили, и у огня костровых поставили, чтоб не погасли уголья в огнищах. И стояли так на страже до Зорьки утренней.
А когда мужики пробудились, мечей хватились, а их нет ни единого. А бабы ходят вокруг с оружием, с пиками и рогатинами, на мужиков мечами грозятся.
Стал Дед Углай на баб ругаться, хотел оружие отобрать, да налетели на него бабы с рогачами и кочергами, схватили, побили плетьми жильными и другим досталось, так что довелось мужикам за возами прятаться.
Да не утихомирились бабы, погнали мужиков на реку горшки мыть, коров доить, молоко на-суръ ставить, на-суръ, на створожину. Потом на борщ щавель рвать, траву-калач, лебеду белую, корни копать, водой мыть, чистить, на огонь в котлах ставить.
Покорились мужики, варили борщ. Управились, аж когда Солнце в полдень пошло, а спозаранку еще не снедали! А борщ был недосоленный, недоперченый. Пошла баба Огуда на мужиков кричать-ругаться, после обеда шерсть чесать заставила, нитку ткать, потом коров перегонять, телят поить, идти на речку рыбу ловить.
Идут мужики на речку, прямо плачут. Что за жизнь пошла со злой бабой? Та же работа бабья проклятая, нету с ней ни минуты покоя, ни отдыха! Детей надо стеречь, кормить, пеленать, забавлять, качать, чтоб не плакали. Невмоготу такое терпеть!
И восстали мужики против баб, с голыми руками на мечи полезли, думали – свои ж, не станут поднимать оружие. Только побили их бабы всерьез, некоторые тут же смерть свою приняли, а остальным пришлось покориться. Зачинщика Деда Углая бабы и вовсе осрамили, — порты с него сняли, так перед всеми водили, а потом на бугре мечом голову отсекли.
С тех пор мужики баб слушались, и что те велят, исполняли.
И долго так было, пока дети не подросли, и молодежь не захотела старой бабе Яге подчиняться. Сговорились юноши и как-то ночью на баб напали, старую бабу Огуду-Ягуду убили, у остальных мечи отобрали, плетьми выпороли и опять детьми заниматься заставили, коров доить, молоко на-суръ ставить, шерсть-волну сучить да борщи варить.
Так и закончилась наша Бабовщина. А потом пошла Дедовщина обычная, которой и по сей день живем, богов славим, работаем да песни поем. А при Бабовщине не было жизни людям, так, огорченье одно, жизнь без всякой узорчатости. Старая баба Яга всех карала и всех морочила, так что никто не мог ей противиться и перечить. А при Дедах-Старостах и Родичах жизнь опять пошла вольная, — мужики с мечами ходили у пояса, а бабы возились с рогачами и кочергами, борщи варили, детей кормили и мужей своих строго слушались.
При бабе Яге своих же били, а врагов прогнать не могли. И за весь век одну Баню придумали, да и ту бабам мужики поставили.
Поныне еще та Бабовщина вспоминается, да как петуху цыплят не водить, мужику юбки не носить, так и бабам в штанах не ходить. А наденет какая – в плети ее! Чтоб свое бабье дело исполняла, и на людях хвостом не крутила.
Забылось то дело давнее, и Бабовщина позабылась совсем. А Дедовщиной-Русью и поныне живем и здравствуем!
 

Довелесова книга. Древнейшие сказания Руси/ пер. и коммент. Ю.В.Гнатюк, В.С.Гнатюк. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2007.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s